Возьми быка за рога                                Демонтаж мифов

О проекте

Возникновение и использование мифов есть неотъемлемое свойство мышления человека. У высших животных есть крайне необходимая для выживания функция Обнаружение и Распознавание. Вообще, там где идет речь о бескомпромиссной борьбе за выживание, например у военных, она актуальна. В современной, более расслабленной и безопасной действительности её значение несколько размыто.

Так вот у животных, особенно во время охоты или кормления, крайне важно вовремя обнаружить потенциально опасный объект и распознать его чтобы немедленно применить один из разнонаправленных поведенческих шаблонов: нападать или спасаться бегством. Обнаруженный, но не распознанный объект, говоря современным языком, включает флажок любопытства, если объект маленький и тихий и флажок беспокойства, если объект большой и шумный. Это возбуждение не спадает до тех пор, пока незнакомый объект находится поблизости, в зоне действия органов чувств и побуждает животное так или иначе воспринимать свойства незнакомого явления и непосредственно строить причинно следственные зависимости, связанные с этим объектом и вырабатывать свое отношение к нему, чтобы при повторной встрече возможно быстрее использовать готовый шаблон. Также задействован принцип экстраполяции, когда из трех признаков распознавания присутствует только два, например запах и характерный звук, а визуальный контакт скрыт за листвой. Экстраполяция дорисовывает в воображении распознанный, но невидимый объект примерно в том направлении, где он находится.

У человека, в отличие от животных, имеется гораздо большая память и соответственно возможность фиксировать любые объекты в виде образов и строить гораздо более сложные и разветвленные причинно-следственные связи не только типа Объект-Человек, но и типа Объект-Объект-Объект-Человек в воображаемых пространстве и времени. Кроме этого, коммуникация между людьми, то есть передача как правило, несколько деформированной вследствие индивидуальности восприятия информации, дала выгодную возможность достраивать собственную индивидуальную модель окружающего мира используя заимствованные образы, с которыми не было индивидуального непосредственного контакта, но которые дают общее представление о возможной полезности или опасности данного объекта или явления. Таким образом, выявленные причинно-следственные связи замыкаются либо непосредственно на человека, либо на объект, находящийся в цепочке других, но приводящей в итоге к индивидуальному Я. Использование возможности воспоминания произошедшего события даёт также возможность при помощи образов многократно проиграть событие и участвующие объекты, схематизировать их сетевым концентрическим образом, ранжируя по ключевому критерию польза-вред и по значимости для находящегося в центре Я. Однако, фактор возбуждения, беспокойства в результате виртуального повторного эмоционального переживания события, хотя и в ослабленной по сравнения с реальным событием форме, у человека является значительно продолженным во времени и сдвигает гормональный фон, что негативно сказывается на его тонусе и готовности реагировать на текущие события. И природой был выработан компенсаторный механизм. Те выявленные, но незамкнутые связи объекта, то есть не получившие привязку к уже известным объектам, получают мнимый вымышленный объект-заменитель, который замыкает на себя не только свободные, то есть необъясненные свойства данного объекта, но и свойства других объектов, не получившие до сих пор своего объяснения. То есть, это продолжение экстраполяционного механизма распознавания на новом уровне. По мере выявления дополнительных факторов и зависимостей, некоторые связи «отстыковываются» от объекта заменителя и «пристыковываются» к реальным объектам. Так в истории человечества возникали божества и мифические существа, наделяемые соответствующими качествами, интересами и волей. Для объяснения необъяснимого, приходилось приписывать этим сущностям способность нарушать причинно-следственные связи, то есть совершать волшебство. В науке, как в истории познания, есть знаменитый пример мифического флогистона, который был актуальным и объяснял известные на тот момент химические реакции до тех пор, пока не был открыт окислитель кислород. Нечто похожее в настоящее время происходит в квантовой физике, на границе познаний. Это наглядно иллюстрирует например существование термина Очарованные кварки.

Таким образом, миф как заменитель непознанного, есть неотъемлемая часть мышления и познания.

Далее надо добавить следующее замечание. У человека появилась уникальная возможность использовать знания, добытые другими людьми, прошлыми поколениями. Однако, при этом проявляются значительные искажающие эффекты из-за того что информацию вербально невозможно передавать «один-в-один». По мере накопления в обществе знаний об окружающем мире, та часть знаний и соответствующих причинно-следственных связей, которые выше были названы заимствованными, становилась всё объёмнее по сравнению с той частью, которая накапливается конкретным человеком в результате жизнедеятельности при помощи своих органов чувств и возможность освоить все заимствованные знания во всех подробностях пропорционально уменьшилась. Это не явилось большой проблемой для мировосприятия. Целые отрасли знаний воспринимаются каждым человеком обобщёнными блоками, то есть в конце концов, тоже образами заменителями, но с некими индивидуальными коэффициентами достоверности, которые формируются исходя из конкретного жизненного опыта, психотипа, образования, мотивированности. Этот разброс в восприятии одних и тех же событий и явлений объясняет невозможность выяснения истин в спорах по гуманитарным вопросам, то есть вопросам, которые по своей природе субъективны. Правда, несмотря на разброс в мировосприятии, человечество сформировало некоторую результирующую универсальную нравственную позицию, которая признаётся базовой для большинства людей. Это Десять заповедей.

И, наконец, оговорка о том, что заимствованную информацию, то есть информацию полученную заведомо другими людьми и касающуюся как правило общественных событий, всегда была возможность искажать в групповых интересах. Это еще один фактор мифотворчества и самое интересное в этом процессе: кто эти группы, какова их мотивация, какие методы используются для влияния на информационное поле.

 


Таким образом, если сравнить общественное самосознание с отражающим реальность зеркалом, то зеркало весьма и весьма кривенькое. Но уж какое есть.

Посещая этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.